Eberhard Weber / Эберхард Вебер


Авторская версия

Будь у меня вторая жизнь - я бы стал дирижёром. У дирижёра
есть возможность воплотить свой замысел, объединив усилия
пятидесяти, а то и восьмидесяти музыкантов.

Eberhard WeberВторая половина ХХ века ознаменовалась бурным развитием музыки, не только с точки зрения стилистики, но и принципов, как, и на чём, эту новую музыку исполнять. Изощрённость приёмов и спецэффектов привела к тому, что многовековые традиции живого исполнения уступили пальму первенства звукорежиссёрским подвигам студийных затворников. Параллельно с созданием синтезаторов, электрифицировались и традиционные акустические инструменты. И если электрическая гитара надолго парализовала фантазию рок-музыкантов, то джазмены прославились электрификацией всего и вся. Почтим память гуру нового джаза - великого Майлса Дэвиса и его волшебный малиновый электроинструмент. Отметим Жана-Люка Понти и Джерри Гудмена, воплотивших идею электрической скрипки. Электрическая виолончель появилась в работах Дэвида Дарлинга. Но Эберхард Вебер с контрабасом пошёл дальше всех: он, по сути, создал абсолютно новый инструмент со старым названием.

Музыка Вебера - этот тот самый глоток свежего воздуха, который многие ищут на альбомах любимых музыкантов, но, к сожалению, порой сталкиваются лишь с монументальным академизмом сложнейших построений, с музыкой "от головы" и "для головы", чем частенько грешит и ЕСМ Records. Новизна и неповторимость звучания Веберовского инструмента вкупе с его мелодиями и аранжировками разрушают наши стереотипы о контрабасе как таковом и о симфо-джаз-роке в целом. Стезя Вебера - солировать. И это не те приглушенные и невыразительные соло, что прижились в стандартах джаза, а настоящее лидерство: исполнение главных тем, прорисовка мелодий и фирменная акцентировка отдельных нот, благодаря особым вибрато и сустейну. Вебер, как композитор, раскрывается на первом же сольном альбоме, лиричность которого превосходит всё, что было создано в джаз-роке до той поры. Стилистика The colours of Chloё вкупе с импровизационной канвой Afric Pepperbird Яна Гарбарека задали вектор музыкальной эстетики ЕСМ на многие годы.

Композитор, контрабасист и виолончелист Эберхард Вебер родился 22 января 1940 года в Штутгарте (Германия), в семье классически образованного профессионального музыканта. Он впервые прикоснулся к виолончели в возрасте 6 лет - в первые послевоенные годы его отец подрабатывал уроками игры на виолончели и фортепиано. С детства отец привил маленькому Эберхарду любовь и уважение к творческому наследию своих любимых композиторов - Мориса Равеля и Габриэля Форе. Пока не начал ломаться голос, Эберхард пел в хоре Хорста Янковски. В начале 50-х его отец увлёкся малоизвестными тогда композиторами: Стивом Райхом и Дёрдем Лигети. Их необычная для того времени музыка, наполненная свежим чувством текстуры и тональности, загадочными ритмическими мотивами и скользящими обертонами, оплодотворила юношеское воображение Вебера.

Во второй половине 50-х Вебер играл на виолончели в школьном оркестре. Он вспоминает, что в углу репетиционной одиноко стоял запылённый контрабас, на котором никто не играл. Преподаватель давно уже предлагал любому желающему взяться за изучение этого инструмента. В то время ищущие себя молодые музыканты не могли не обратить внимание на джаз. Вебер приобщился к нему уже в возрасте 16 лет и подумал, а почему бы дополнительно к виолончели не освоить и контрабас? Он основывался на том, что на виолончели не очень-то сподручно играть джаз, а контрабас вряд ли так сложен, чтобы это вынудило забросить основные музыкальные занятия. Он прибирает к рукам школьный инструмент, который поглощает всё его свободное время. Параллельно с игрой на контрабасе Эберхард изучает джазовую композицию. Его первыми кумирами были Пол Чэмберс и Рэй Браун, увлечение которыми подтвердило его вкус к современному джазу. Вебер вспоминает, что первый джазовый стандарт, который он выучил, был Lullaby Of Birdland Ширинга. Чуть позже он познакомился с манерой игры Скотта Лафаро из трио Билла Эванса. "Его можно называть Чарли Паркером контрабаса - огромный шаг вперёд", - говорит про Лафаро Эберхард. Влюбившись в контрабас, Вебер так никогда и не смог смириться с тем, что он является инструментом заднего плана и в джазе ему отведена второстепенная роль. Всё дальнейшее творчество Вебера, от участия в местных школьных джазовых группах, вплоть до работы на ЕСМ, демонстрирует тернистый путь перерождения контрабаса в мелодически важный, лидирующий инструмент.

Eberhard WeberВ начале 60-х на Дюссельдорфском Фестивале Любительского Джаза он встречается с пианистом Вольфгангом Даунером. Из нескольких наспех сыгранных дуэтов рождается крепкое сотрудничество, продолжавшееся не один год. Трио Даунера, в которое входил также американский барабанщик Фред Брэйсфул, изначально создавалось под впечатлением от трио пианиста Билла Эванса, басиста Скотта Лафаро и барабанщика Пола Мотяна, но сразу же начало экспериментировать со свободной импровизацией и оставило такие краеугольные записи, как Dream Talk и Free Action.

В 60-е годы Вебер играл с саксофонистом Йоки Фройндом, с которым записал пару альбомов. Вместе с Понти участвовал в июне 1967 года в записи сольного альбома пианиста Джорджа Гранца Noon In Tunisia. Были работы с пианистом Хэмптоном Хоузом и гитаристом Баденом Пауэллом. Но главной для Вебера оставалась музыка Даунера.

В конце 60-х Даунер, Вебер, Брэйсфул и Юрген Карг сделали один из самых экстраординарных альбомов этой фантастической декады. Записанная 29 апреля 1969 на Tonstudio Bauer в Людвигсбурге, пластинка Für, была спродюсирована никому неизвестным тогда Манфредом Айхером. Эксперименты со скоростью ленты, вокальные пародии на мир рок-музыки, механическая фонетика инструментов квартета вкупе со вниманием к мелочам звучания - вот особенности этой передовой работы своего времени. Материал вновь написал Даунер. Вебер активно использовал не только контрабас, но и виолончель, а Карг при этом был чистым басистом.

Начало семидесятых ознаменовалось взрывным развитием джаз-рока. Вебер признавался, что его любимым басистом оставался Скотт Лафаро, кроме того, он был особенно вдохновлён музыкой Майлса Дэвиса и группы Weather Report, продолжая отдавать должное и романтической европейской классической музыке. По собственному признанию, Вебер стал по-настоящему профессиональным музыкантом только в относительно позднем возрасте 32 лет, после работы в театре и на коммерческом ТВ. В этот период Вебер участвует в качестве сессионного музыканта в различных музыкальных коллективах всевозможных музыкальных направлений: в психоделической джаз-рок группе Даунера Etcetera (1970); в Dave Pike Set, собранной вибрафонистом Дэйвом Пайком и гитаристом Фолькером Кригелем (1972-73). Потом он сотрудничал со Spectrum - джаз-рок группой, созданной Фолькером Кригелем, после его выхода из состава Дэйва Пайка (1973-74). В то время Вебер ещё играл на виолончели, но вскоре принял решение оставить этот инструмент и полностью сконцентрироваться на акустическом и электрическом контрабасе.

После работы над Für, Вебер и Айхер уже не могли развиваться друг без друга. Рискнувшему создать новаторскую фирму грамзаписи, Айхеру необходимы были музыканты-единомышленники, а Веберу нужна была база, чтобы развивать свои экстраординарные способности. Без сомнения, именно Манфред Айхер и ЕСМ стали катализаторами обретения Вебером собственного голоса. Уже первая запись для ЕСМ с участием Вебера (альбом Вольфганга Даунера Output), где он играет не только на басу и виолончели, но и на электрической гитаре, демонстрирует недюжинную мощь Вебера, как аранжировщика своих партий. Он не довольствуется второстепенной ролью игры по нотам плюс двумя квадратами для того, чтобы высказать всё остальное. Напротив - там, где иной музыкант, не мудрствуя лукаво, продемонстрировал бы, как ловко бегают по грифу его пальцы, Вебер оживляет музыку мягкими мелодиями лирических соло. Неповторимых не потому, что технически сложны, а потому, что украшены фирменной Веберовской акцентировкой. В начале 1971 Вебер вновь участвует в записи для ЕСМ. На этот раз создаётся альбом Мэла Волдрона The Call. Это совсем другая музыка: Волдрон задаёт джаз-роковую сетку в стилистике Майлса Дэвиса, но Вебер вновь демонстрирует, что среди всех басистов европейской школы он единственный, кто узнаваем.

Eberhard WeberНекоторое время Вебер появляется в качестве традиционного басиста на джазовых релизах. У гитариста Джо Пасса в 1970 году, и даже у скрипача Стефана Грапелли в 1971. Наконец, на пластинках пианиста Монти Александера Love And Sunshine и Unlimited Love Вебер в последний раз берёт в руки обычный 4-струнный контрабас, которому у него уже давно готова футуристическая замена.

На рубеже 60-х и 70-х годов Веберу пришла в голову идея соорудить "электробас" (его собственный термин). Он объясняет это тем, что к концу 60-х годов музыка стала громкой, и обычный акустический бас сразу как-то потерялся. Он попытался использовать старинный итальянский инструмент с огромной декой, но это породило прозаические проблемы. В 1972 году Вебер наконец-то претворяет замысел в жизнь. Самодельный пятиструнный электрифицированный контрабас (добавлена высокая До) объединяет небольшую трапециевидную деку с длинным грифом от акустического контрабаса. Его вид наводит на мысль о скульптуре в стиле модерн, настолько лаконичен дизайн. Детище Вебера обладает особым глубоким сустейном, пространственными обертонами, его звучание прозрачно и лирично, оно очень хорошо подходит для мелодических ударений.

Со своим разношёрстным сессионным опытом, Вебер превращается в этакого стилистического хамелеона. Им восхищаются поклонники разных направлений джаза и рока. О нем пишут абсолютно противоречивые вещи. Но самого Вебера интересовала атмосферная, построенная на классических канонах, музыка, с "воздушными мелодиями, резонирующими гармониями, с преуменьшенной ролью ритмов". Он находит новый звук с помощью своего 5-струнного инструмента и записывает в декабре 1973 года свой первый соло-альбом The colours of Chloё. Эта великолепная и уникальная запись была шумно приветствована критиками и завоевала в 1975 году приз Западно-Германской Академии Звукозаписи.

Затем последовало сотрудничество Вебера с разными, даже по ЕСМовским меркам, музыкантами - вибрафонистом Гэри Бёртоном и пианистом Майклом Наурой, гитаристами Ральфом Таунером и Пэтом Мэтини. Казалось, Манфред Айхер бесцеремонно испытывает одно из самых сильных звеньев на прочность. Участие Вебера во всех этих группах, возможно, было первым случаем в истории джаза, где басист был представлен в полной мере как солист и мелодист. В самом деле, Вебер смотрелся пионером в джазовой игре на контрабасе, открывая и развивая новые возможности этого экспрессивного, но до поры недораскрытого инструмента.

На обеих пластинках Гэри Бёртона, где в дополнение к бас-гитаре (!) Стива Своллоу, звучит и электробас Вебера (Ring и Passengers), очень интересны Бёртоновские аранжировки двух заглавных композиций с Веберовских альбомов The Colours Of Chloё и Yellow Fields. Партии Вебера те же самые, но сыграны абсолютно по-другому! Благодаря этим работам, Вебер пересекается с Пэтом Мэтини, который тоже участвует в деятельности группы.

Записанная в декабре 1974 пластинка Ральфа Таунера Solstice примечательна не только предельно мягкой музыкой, к которой тяготеют автор и участники проекта, но и тем, что это одна из первых попыток Манфреда Айхера объединить своих основных музыкантов в супергруппу. Попытка, безусловно, рискованная, ибо основной идеей проекта было сплести воедино акустический и электрический звук, интим камерной музыки и мощь джаза, а также свободную импровизацию и поэтическое повествование. Именно благодаря этой идее продюсера впервые записались вместе Ян Гарбарек и Эберхард Вебер.

Вторая ЕСМовская работа Пэта Мэтини Watercolors представляет собой, по-видимому, попытку Айхера подобрать, в пару перспективному гитаристу, достойного басиста. Напомним, что на первом альбоме Bright Size Life, партию бас-гитары вёл неповторимый Жако Пасториус. Удивительно, как вообще можно было на место Жако поставить Эберхарда! Ведь это совершенно противоположные музыканты. И, конечно, феномену Мэтини больше соответствует насыщенная 1/16 и 1/32 долями высокотехничная игра Пасториуса, чем лирическая и мелодичная, где-то даже с ленцой, певучая вязь Вебера. Но в том-то и дело, что обе эти пластинки хороши по-своему!

ColoursВ 1974 году Вебер сформировал группу Colours в составе саксофониста и флейтиста Чарли Мариано, клавишника Райнера Брюнингхауса и вездесущего барабанщика Юна Кристенсена, которого в 1977 году сменил Джон Маршалл. С Colours Вебер записал три успешных альбома - Yellow Fields, Silent Feet и Little Movements - и трижды широко гастролировал по Европе и Америке в 1976, 78 и 79 годах. Джон Маршалл как-то сказал о срединном положении Colours в области жанра и содержания, ритма и масштаба, текстурных и тональных деталей; о том, что отличало музыку этого известного квартета, так никогда и не названную джазом, как, впрочем, и каким-нибудь другим штампованным именем. В августе 1976 года Вебер записывает свой третий сольный альбом - The Following Morning. Кроме Вебера и Брюнингхауса, в записи участвуют музыканты Филармонического оркестра из Осло. Затем, в январе 1979, он приглашает в студию Билла Фризелла, Гэри Бёртона и певицу Норму Винстон. Так появился альбом Fluid Rustle. Позже, в марте 1982 года, вновь с Фризеллом, кларнетистом-гобоистом-саксофонистом Полом Маккандлесом, пианистом Лайлом Мэйзом и перкуссионистом Майклом Дипаска Вебер создаёт альбом - Later That Evening.

Все эти работы, такие разные в деталях, объединены инновационным поиском аранжировок и саунда, богато текстурированы свежими фразировками басовых линий и наполнены басовыми медитациями. Сольное творчество Эберхарда Вебера явилось провозвестником многих ключевых альбомов других музыкантов ECM Records. Партии Вебера особенно дружелюбны к исполняемому материалу. Они мелодически активны и, вместе с тем, лишены малейшей тени эгоизма солирующего инструмента, раскрывая и подчеркивая роль остальных музыкантов в исполнительском таинстве.

Все альбомы Вебера украшены художественными работами его жены - Майи Вебер. Глядя на забавные гуашевые фигурки на обложках, хочется и про саму музыку сказать: плюшевая и игрушечная, добрая и сказочная. А на редких фотографиях в буклетах представлен и сам Эберхард - длинноволосый блондин с голубыми глазами, словно волшебный эльф, сошедший со сказочных клубничных полян где-то далеко в горах.

В декабре 1978 года Вебер в качестве сессионного музыканта участвует в записи сольного проекта Яна Гарбарека Photo With Blue Sky, White Cloud, Wires, Windows and a Red Roof. Четыре года спустя, когда норвежский саксофонист решает радикально изменить состав своей группы, он делает Веберу официальное предложение войти в состав Jan Garbarek Group. Вебер принимает приглашение, почувствовав, что ему уже поднадоела роль лидера своей собственной группы. Позже Гарбарек неоднократно менял состав, но Вебер остаётся с ним бессменно. Сегодня их объединяет четверть века крепкой дружбы и тесный творческий союз. Фирменный бас Вебера представлен на девяти сольных альбомах норвежского маэстро.

В сентябре 1984 года Вебер записывает новый сольный альбом Chorus, с постоянным теперь уже компаньоном Яном Гарбареком и барабанщиком Ральфом Хюбнером - старым музыкальным партнёром Вебера по джазовому ансамблю Hessischer Rundfunk. Вебер самостоятельно исполнил все партии синтезатора. Кроме того, пластинка примечательна и полноценной импровизацией на саксофоне, лишённой тех стилистических рамок, в которых находился Чарли Мариано во времена Colours.
Параллельно с концертной и студийной деятельностью в 80-х Вебер пишет немало музыки для кино и телевидения.

Eberhard WeberЗа 18 лет после диска Chorus Вебер выпустил всего три сольных альбома. Зато каких!

Музыка с альбома Orchestra демонстрирует возможности Вебера в неожиданном ракурсе - как музыканта соло. Справедливости ради, надо признать, что Эберхард решил не рисковать: на двух номерах он выступает с духовыми, а на третьем добавляет к партии баса клавишные. Кроме того, сам берёт в руки перкуссию. И всё же: на восьми из одиннадцати композиций звучит только контрабас! Однако бедности красок нет и в помине - невольно возникает желание послушать ещё раз.

Следующая пластинка, записанная весной 1993 года, Pendulum - работа более зрелая и бескомпромиссная. Теперь в титрах значится только Эберхард Вебер. Насыщенное звуковое полотно девяти композиций песенного формата, снятое с многодорожечного магнитофона, состоит из звуков всего лишь одного, далеко не самого разнообразно звучащего инструмента. Ведь контрабас - это не фортепиано и даже не виолончель! Вебер широко использует не только свои бесчисленные приёмы игры, но и технические средства. Он предварительно записывает дорожки, программирует ревербераторы, чтобы выступать на сцене в одиночку. В своем беспрецедентном сольном концертном турне он доказывает, что сумел полностью освободиться от рамок, предписанных самой философией выбранного им инструмента.

Вершина была покорена и Вебер надолго сосредотачивается на музыке Гарбарека. Он говорит, что в то время у него были две проблемы, которые не позволяли ему задуматься над новым сольным проектом. Первая - отсутствие свободного времени, в связи с плотным расписанием концертов и записей группы Гарбарека, вторая - ему не хотелось повторяться, ведь он однажды уже блестяще реализовал концепцию многогранного бас-оркестра.

Помимо деятельности на ЕСМ, Вебер (с 1975 по 1987 год) был членом созданного Даунером United Jazz and Rock Ensemble наряду с такими музыкантами, как Чарли Мариано, Альберт Мангельсдорф, Кенни Вилер и Джон Хайзмен. Этот ансамбль привнёс в симфонический джаз-рок редкую теплоту и доступность, посредством которых стал одним из наиболее популярных и успешных больших джазовых европейских оркестров своего времени. Веберовское исполнение представлено на шести официальных альбомах ансамбля.

В 2001 году на официальном сайте ЕСМ появляется анонс одиннадцатого альбома беловолосого эльфа контрабаса - Endless Days. Эта работа не повторяет "предудыщего Вебера", как не повторяется ни один его сольный альбом.
Рассказывает сам Вебер: "Для этой записи мне захотелось создать что-то близкое классической музыке, которую я всегда любил. Материал был полностью изложен нотной записью, и возможность импровизации была сильно ограничена. В Pendulum я стремился исчерпать возможность демонстрации всего, на что способен мой инструмент. На этот раз я запретил себе подобный подход и воспользовался более традиционным методом, задумавшись о других музыкантах. На Endless Days я стремился не налегать на возможности сольных партий, и пытался заретушировать дух самопрезентации, который превалирует в джазе. Например, мне хотелось, чтобы барабаны звучали… более перкуссивно, что ли? То есть, совсем не так, как было принято на джазовой сцене. Прежде, чем мы приступили к записи, я несколько озадачил своих коллег: "Вы можете играть всё, что угодно, до тех пор, пока это не звучит как джаз". Нет, я не хотел высказаться против особого джазового драйва, я просто хотел реализовать свою новую концепцию. Вот почему на место барабанщика я пригласил именно Дипаска. Он играет с выдающейся чуткостью и дружелюбием к моим идеям."
Чуткость и дружелюбие - это те два качества, которые отличают и самого Вебера.

Эберхард Вебер сумел создать и отточить свой собственный исполнительский и композиторский голос и теперь достойно занимает место в ряду значительных музыкантов современности.

Дмитрий Сенчаков

Статья публикуется в редакции Юрия Щапова

© 2003 Дмитрий Сенчаков

Ссылки | Альбомы на ECM Records

Обновление: 14.03.2004


 наверх   главная   люди   гостевая книга 
сделано в агентстве интернет-технологий «Альтерна»