Пусть музыка сама вас учит, как надо играть на гитаре.
О нём часто говорят как о наиболее грамотном и теоретически подготовленном музыканте среди современных джазовых гитаристов. Это не совсем верно в первую очередь потому, что музыку Аберкромби нельзя безоговорочно классифицировать как джаз. Это импровизационная музыка, испытывающая влияние самых разных стилей. В его арсенале владение множеством "технологических" приёмов, а его фирменный звук неразрывно связан с использованием специфических педалей громкости, гитарных синтезаторов, устройств частотной обработки.
Джон Аберкромби родился 16 декабря 1944 в Портчестере, штат Нью-Йорк, США. Его приобщение к джазу прошло довольно спокойно, без потрясений.
Я вырос в Гринвиче, штат Коннектикут. Когда мне впервые продемонстрировали, что такое джаз, я начал ездить в Нью-Йорк, в клуб Birdland очень много было таких поездок, а там я забирался на галерку и целыми часами слушал ребят, которые играли что-то в стиле Джона Колтрейна... Потом я начал играть на гитаре, а один приятель давал мне послушать старые пластинки Дэйва Брубека, а потом и новые Майлса Дэвиса. Все это открыло мне глаза.
Играть на гитаре он начал в четырнадцать лет, занимаясь у местного учителя музыки. Тогда самой большой его задачей было научиться играть рок-н-роллы в стиле Чака Берри. Глаза у молодого музыканта открылись позже. Ему удалось поступить в престижный Берклиевский Музыкальный Колледж в Бостоне, и во время обучения он играл в местных любительских рок-группах.
…это было прекрасно, такой, знаете, классический состав: гитара, барабаны и орган…
После окончания колледжа Аберкромби стал участником группы органиста Джонни 'Хэммонда' Смита, которая в 1967-68 активно концертировала. После академизма, которым отличался Беркли в шестидесятых, живая работа с профессиональным коллективом была просто необходимой для любого джазового музыканта. Играть удавалось в довольно известных клубах например, Count Basie's Lounge и Club Baron в Гарлеме.
Стиль, который вырабатывал у себя молодой гитарист, рождался так же, как и само его вхождение в джаз без особой системы.
Я пробовал делать всё. Возможности переливались через край, но их сложно было реализовать. Я ничего не мог. Это больше интуиция. Ухватываешь мелодию и соображаешь, как её проработать. Отталкиваешься от звука, от интуиции и чувства. Это не столько гаммы и арпеджио. Работаешь над получением звука, а материал уже вторичен.
По возвращении в Нью-Йорк в 1969 его необычная техника привела к определённым трудностям в работе с хорошими музыкантами традиционной школы. Но для молодых музыкантов, ищущих своё место в джазе, Джон Аберкромби уже значил много. Пять лет он сотрудничал с братьями Рэнди и Майклом Брекерами (группа Dreams), сопровождал ансамбль Чико Гамильтона. Из крупных достижений этого периода стоит отметить выступление с Гамильтоном на джазовом фестивале в Монтрё.
Аберкромби стал популярен как сессионный музыкант. Он работал со множеством лидеров среди них Джил Эванс, Гато Барбьери, Дэйв Либман, Барри Майлс.
Чуть позже нашёлся коллектив, в котором он приобрёл известность уже мирового класса группа Spectrum барабанщика Билли Кобхэма. Этот джаз-роковый состав, жёсткий, динамичный, прямолинейный, оказался совершенным для реализации удивительной техники и фантазии Аберкромби. Его можно услышать в составе группы на альбомах Crosswinds, Total Eclipse и Shabazz. Группа постоянно гастролировала, постепенно отдаляясь от первоначального стиля.
… как-то мы очутились в Филадельфии, и я подумал господи, а я-то что тут делаю?!
Однако в середине 70-х Джон Аберкромби оставил находившийся на пике популярности Spectrum и продемонстрировал совершенно новое звучание. Он хотел трактовать фьюжн так, как Modern Jazz Quartet трактовал би-боп поднимая стиль на качественно новый уровень, привнося в него серьёзное музыкальное образование и собственную оригинальную мысль. Было создано трио под названием Timeless (куда вошли пианист Ян Гаммер и барабанщик Джек Деджонет). С этими партнёрами Аберкромби заиграл много мягче, чем раньше. В его музыке появилось нечто такое, на что уже мог обратить внимание продюсер ЕСМ Records Манфред Айхер, и Айхер немедленно предложил сотрудничество. В 1975 году трио сменило название на Gateway Trio (место Гаммера занял басист Дэйв Холланд), а в 1979 трио стало квартетом с полной заменой всех участников, за исключением самого Аберкромби.
Работа на ЕСМ привела к появлению новых партнёров. В соавторстве с Ральфом Таунером Аберкромби выпустил альбом Sargasso Sea, получивший высокую оценку. Он был приглашён для участия в записи альбома Epitaph, на котором ведущие музыканты современного джаза исполняли не изданную при жизни музыку Чарлза Мингуса.
Любопытные работы оставило трио Джон Аберкромби Марк Джонсон Питер Эрскин. Критик Чак Берг впоследствии писал: "...если говорить о музыкантах с точки зрения той индивидуальности и исключительности музыки, которую они создают, то этот ансамбль сравним только с олимпийскими трио Билла Эванса и Оскара Питерсона". На альбоме этого трио Current Events (1988) Аберкромби впервые использовал гитарный синтезатор при записи. Этот новаторский по звучанию состав часто исполнял джазовые стандарты, и это только лишний раз подтверждало глубокое увлечение гитариста теорией и историей джаза.
Когда я играю вещи вроде Autumn Leaves или Stella by Starlight, я чувствую, что с годами не потерял того удовольствия, которое они мне доставляют. В этих темах я так же свободен, как если бы в них вообще необязательно было придерживаться хоть какой-то гармонии. Для меня это, по сути, самый настоящий фри-джаз.
Аберкромби начал сотрудничать с Гарвардом он читал лекции, посвящённые истории гитары в джазовой музыке. Он уже был признан и "классиком новой джазовой гитары", и "убийцей классической джазовой гитары" но характерна не столько эмоциональность таких прозвищ, сколько тот факт, что ортодоксальные любители джаза не отвергли его музыку.
Очень важный аспект моей музыки это стремление привнести в современный стиль те традиции джазовой гитары, которые заложили ещё Чарли Крисчен и Джанго Рейнхардт.
Джон Скофилд в одном из своих интервью на вопрос "когда вы начинали, чувствовали ли вы, что гитара полна возможностей?" отдал Аберкромби должное: "Масса возможностей была уже использована. Аберкромби был в современном джазе одним из немногих гитаристов, которых можно было действительно слушать". Любопытна и такая оценка, данная тем же Скофилдом: "Джон Маклафлин делал то же самое, но он был в Англии…"
Я счастлив, что люди говорят обо мне как о человеке, который сохраняет непосредственную связь с "исторической" джазовой гитарой и в то же время расширяет некоторые музыкальные границы, не стараясь в первую очередь сделать это за счёт новых технических возможностей.
Взгляды Аберкромби на традиционный джаз нашли отражение и в его преподавательских методах.
Играть по слуху это единственный способ научиться музыке… Вам нужен словарь, а для этого надо разучивать гаммы и пассажи, но ещё раньше нужно разобраться, как играть просто музыку.
Аберкромби, который вырос и живет в США, воспринимается любителями джаза скорее как представитель европейской школы. Многие поклонники, слабо интересовавшиеся биографией своих героев, всерьёз утверждали, что именно Аберкромби формирует "чисто европейский" звук ЕСМ.
Один раз, когда я ещё только начинал, в одном из интервью в Америке меня даже спросили, давно ли я в стране.
В рамках тура, организованного фирмой Philip Morris, Аберкромби побывал в 1998 году в России, посетив необычный для музыканта такого класса набор городов Нижний Новгород, Самара, Волгоград, Ростов-на-Дону, Краснодар и Сочи. Среди его партнёров по этому туру был саксофонист Игорь Бутман.
Джон Аберкромби остаётся одним из самых разносторонних и одарённых гитаристов в современном джазе.
Для меня до сих пор сложно играть на гитаре. В молодости было легче. И для меня всё ещё остаётся загадкой, как всё это происходит.
Юрий Л.Льноградский, 26.02.2002
© 2002 Ge Or Ge
Ссылки | Альбомы на ECM Records
Обновление: 14.03.2004
|