Миша Альперин. Вопросы и ответы


Misha Alperin

Алексей Королёв (Россия) AKorolev@bssa.ru http://неизвестно
Миша! Плохо когда — поставишь последние Ваши работы, и чувствуешь Норвегии фьордное дыхание.
Вот, некогда начертил:

*   *   *

на кофейную пару настроясь,
ночь по-своему ждёт, не тая
перед вышедшими, что метро есть
и общественный транспорт, да я

не уверен, что взгляд мой не вперен
в то, как празднуют говоруны.
в такт дыханию миша альперин
молоточком коснулся струны.

но изъяты наличные. около
четырех пополуночи след
в след подошвам потворствуют стекла,
отражающие пистолет.

Миша Альперин: Спасибо, Алексей. Не часто на поэзию отвечают поэзией. А ведь это так естественно — говорить о музыке на родном для неё языке.
Моя последняя композиторская работа — музыка для Moscow Art Trio, называется Please, cry. В буклете будут стихи. Стихи мои и, возможно, Старостина. Диск выйдет на Jaro records. Не скоро, но выйдет, надеюсь. Первый раз мы рискнём показать два языка рядом, друг с другом. Не просто это — слишком уж легко заблудиться в словах, хотя и в звуках тоже.
Ещё раз спасибо.


Юрий Щапов (Россия) ycanada@mail.ru http://неизвестно
Почему у Вас, музыканта с мировым именем, нет официального сайта?

Миша Альперин: Я думал об этом. Веб-сайт для профессионала, безусловно, удобное средство. Хотя я не вижу большой разницы между официальным и неофициальным сайтом. Плюс — им же нужно заниматься, обновлять и т.д. Я же обожаю лень. Лень — моя близкая подруга. Вот думаю, жениться бы на ней. :-)
Если к нашей свадьбе кто-либо подарит мне сайт, я буду очень признателен.


Александр Щерба (Беларусь) scherba@svyatovit.com http://неизвестно
Кто Ваши любимые исполнители? Какие их альбомы Вам больше нравятся? Что из современной музыки Вам больше по душе?

Миша Альперин: Если мои вкусы не будут меняться с годами — это будет означать, что я не расту. Важнее роста (или движения, называйте как хотите) для меня не существует ничего. Когда ребёнок меняется на наших глазах, мы воспринимаем это как естественное чудо. Чувствую, это происходит и со мной постоянно. Поэтому любимое в искусстве сегодня и завтра не одно и то же. Вчера я не понимал Рихтера — сегодня же обожаю его, вчера имя Глена Гульда было для меня только именем — сегодня же я чувствую его как брата. Недавно открыл для себя румынского пианиста Дину Липатти. Когда-то Эмиль Гилельс был для меня знаменитым музеем — сегодня его интерпретации Лирических пьес Эдварда Грига поражают и кажутся такими нагими. Вчера Гайдн и Скарлатти были для меня композиторами для консерваторских студентов — сегодня я мечтаю сыграть концерт только из их музыки. Возможно завтра я перестану слушать классическую музыку, однако сегодня играю композиции Шумана, Прокофьева, Дебюсси, Баха с большим удовольствием.
Я люблю личностей. И в музыке, конечно. Их всегда немного. Большинство — технари-ремесленники и подражатели. 10-15 лет в подражании — нормально, но подражать всю жизнь?
Недавно я прочитал интервью с Ефимом Барбаном на ДЖАЗ.РУ. У меня даже настроение поднялось. Даже когда я с ним не согласен, хочется сказать ДА. Это не так важно, говорит он правду или нет. Главное — это его собственное лицо, его собственный голос. Знакомство с таким человеком может вдохновить кого угодно, всех, кому дорого творчество в любых его проявлениях. Только слушайте не то, что он говорит, а чувствуйте, как искренно он это делает. Даже после его пессимизма легко дышать.

Всё это, на мой взгляд, важнее, чем список моих любимых пластинок на 8 февраля 2003 года.


Юрий Льноградский (Россия) ge_or_ge@mail.ru http://неизвестно
Говорят, что Манфред Айхер очень авторитарный продюсер, работа с которым больше напоминает ЕГО творческий процесс, чем творческий процесс самого музыканта. Насколько верно это утверждение на Ваш взгляд?

Миша Альперин: Ответить однозначно трудно.
Вкус Манфреда достаточно ясен и понятен нам — музыкантам, с ним сотрудничающим. Мы взрослели на ЕСМовских дисках. Там ведь были евро-американские "сливки" 70-х. Айхер любит медитативную, летящую, поэтичную музыку. Он не воспринимает ритмическую музыку, однако закрывает на многие вещи глаза, если в основном музыка ему нравится, а отношения с музыкантами длятся многие годы. Свой вкус он действительно отстаивает иногда достаточно жёстко. Мои же последние альбомы At home и Night он практически принял стопроцентно без каких-либо вторжений. Видимо он меняется тоже. Так что однозначно не ответишь.
И последнее. В Западной Европе иногда говорят о застое ЕСМ и это понятно. Слишком много дисков. Многие из них не являются откровением, некоторые просто скучны. Я думаю, что никакой самый гениальный продюсер не заменит композиторов и музыкантов. Он может им только помочь. А где их взять? Так много земля не рожает. Так что застой в ЕСМ — это застой в семье импровизаторов. В ECM New Series дела идут лучше, на мой взгляд. Но это — сегодня. Завтра — увидим. К сожалению, многие знаменитые музыканты, творившие импровизационные чудеса на ЕСМ в 70-80х, сегодня выдохлись. Годы идут, пальцы по-прежнему бегают, но пенсия не за горами. Такова жизнь. Энтузиазм по заказу не появляется. Кто нас заставляет рожать чуть ли не каждый год? Деньги? Привычка? Привычка рожать — странная привычка. У меня она тоже есть. Моя 12-летняя дочка сказала как-то: "Папа, у тебя почти все пьесы одна на другую похожи." Если бы женщины рожали каждый год, как это делаем мы, музыканты, боюсь вообразить что бы это было. Рождение детей или искусства не может стать профессией.


Георгий Петров (Болгария) kiboko@abv.bg http://неизвестно
Можно ли найти на CD музыку квартета "Кварта" Вашего молдавского периода или она осталась только на виниле?

Миша Альперин: Полноценных записей ансамбля "Кварта" нет. Что-то есть на виниле — пара композиций в России. У меня где-то есть живая запись из России, но я не слушал её 20 лет. Может как-нибудь доберусь.
Думаю это будет смешно. Я почти уверен — это был ученический опыт для нас, а школьные записи актуальны, как правило, для самих участников. Это как старый фотоальбом — в него заглядываешь с упоением, когда уже почти всё позади.
P.S. Я удивлён, что Вы знаете о "Кварте".


Георгий Петров (Болгария) kiboko@abv.bg http://неизвестно
Уважаемый г-н Альперин. У меня есть несколько Ваших альбомов. Меня поразило Ваше хорошее знание болгарского фольклора. Откуда пришёл Ваш интерес к болгарской музыке?

Миша Альперин: Спасибо за добрые слова, Георгий, но я не знаю хорошо болгарский фольклор, как и не знаю по-настоящему ни один из фольклорных источников мира. Это не мешает мне, а скорее наоборот — помогает. Я вдохновлён и одновременно свободен в своей любви к фольклору. Для меня фольклор — это мерило настоящего, незамутнённого, чистого, детского, безвременного.
Я ищу свой голос. Это — самое важное для меня. Гораздо важнее любых знаний тех или иных традиций. Я любопытен. Мне интересно — что же природа дала мне и что ещё с этим можно сделать. Корни всегда помогут мне в этом, даже если я о них не много знаю. Главное им не мешать.





 наверх   главная   люди   гостевая книга 
сделано в агентстве интернет-технологий «Альтерна»