28749088
Rambler's Top100
Новости компанииРегиональные новостиРоссийские новости
25.11.2005  Исторические памятники готовят к продаже.

Памятники федерального значения будут передаваться субъектам Федерации с последующей их культурологической экспертизой и возможностью приватизации. Соответствующие поправки в действующее законодательство готовятся Министерством экономического развития и торговли. Об этом во вторник заявил глава этого ведомства Герман Греф на II инвестиционном форуме «Московский бизнес-диалог». Таким образом, МЭРТ еще раз продекларировало свое намерение довести до конца идею приватизации памятников, которую правительство «примеряет» уже более полугода. Кроме того, эти поправки остановят борьбу между федеральным центром и московским правительством, которые уже более шести лет оспаривают друг у друга право собственности на памятники истории и культуры. Эксперты согласны, что подобные изменения станут благом в деле сохранения ценных объектов, многие из которых, оставаясь сегодня фактически бесхозными, разрушаются. Интерес к таким объектам есть у частного бизнеса, и процесс приватизации уже идет активно, но без необходимых поправок в закон судьба памятников может стать незавидной. Впрочем, пока все-таки о сроках говорить не берется никто.

Сегодня российскими памятниками распоряжаются либо федеральные, либо региональные органы власти. Субъекты Федерации имеют право приватизировать и продавать в частные руки некоторые объекты культурного наследия, находящиеся в собственности региона. Однако приватизировать памятники федерального значения, находящиеся в федеральной собственности, законом запрещено. Между тем из федерального бюджета такие объекты финансируются крайне недостаточно, а региональные бюджеты по существующему законодательству не могут принимать участия в содержании «федеральных» памятников. Две трети памятников культуры в стране находятся в удручающем состоянии.

Как заявил во вторник глава Минэкономразвития Герман Греф, его ведомство выступает за то, чтобы оставить за государством только здания, необходимые для исполнения госфункций. Все оставшиеся объекты следует отдать в управление субъектам Федерации, с тем чтобы в дальнейшем они могли быть приватизированы с соответствующими обременениями и ограничениями. По его словам, поправки в законодательство, которые в данный момент готовятся Министерством экономического развития, помогут восстановить памятники культуры. Как объяснил RBC daily депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов, наконец-то в законе будут разграничены понятия охранного статуса памятника и статус собственности. «Памятник федерального значения может вполне находиться в муниципальной собственности, и это отнюдь не будет означать, что охранный статус памятника понижается, – он по-прежнему сохранит федеральное значение, и требования будут такими же жесткими, – пояснил депутат. – В свое время мы владели памятниками истории и культуры в Москве как объектами собственности вне зависимости от уровня охраны. Однако в 1999 г. прежним правительством была сделана попытка смешать эти два понятия, и ведомство Швыдкого стало настаивать на том, чтобы изъять все памятники федерального значения в федеральную собственность».

История этого противостояния хорошо знакома: баталии между Москвой и федеральным центром велись на протяжении шести лет. Оспаривались права собственности на историческую недвижимость. Предметом спора являются около полутора тысяч особняков в историческом центре Москвы, признанных памятниками архитектуры федерального значения. В начале 90-х годов эти здания были оформлены в собственность Москвы. Однако потом федеральный центр попытался вернуть отреставрированные памятники обратно. В споре участвовали Герман Греф, который обвинил столичного мэра в «самозахвате» государственного имущества. «Мы подали два запроса в Конституционный суд, Мосгордума неоднократно обращалась в Арбитражный суд, – повествует Михаил Москвин-Тарханов. – И вот в 2005 году состоялось первое заседание КС, на котором представитель правительства в КС Михаил Барщевский объявил, что правительством России готовится раздел всех памятников. В собственность субъекта будут оформляться те памятники, которыми он фактически управляет. То есть собственник, который длительное время добросовестно управляет памятниками, будет владеть ими и дальше. И лишь по нескольким десяткам объектов должен быть другой подход к разделению. Когда Герман Греф подпишет соответствующий разделительный протокол, будет разрешено оформление памятников в собственность субъектов Федерации. Мы движемся вперед. Более того, КС предложил нам забрать наш иск, поскольку исчезает момент спора. А впоследствии все будет регулироваться законом. Будут внесены изменения в закон «Об охране памятников истории и культуры…». Кроме того, должен быть принят новый федеральный закон о порядке разграничения памятников на будущее».

Передача памятников в собственность субъектов Федерации автоматически решает и вопрос о возможности их приватизации. «Мысль приватизировать, оставляя охранный режим, не нова, – говорит эксперт Института экономики города Леонид Бандорин. – Она здравая, в нашей стране уже подтверждено, что в таком шаге есть резон. Главное, чтобы оставался охранный статус памятника». Действительно, проект приватизации памятников обсуждается властями еще с 2004 года. «Условием приватизации памятников является заключение охранного обязательства с новым собственником, которое будет содержать огромное количество так называемых обременений, – рассказывает г-н Москвин-Тарханов. – Например, запрещено использовать его не по назначению, менять планировку. Такие обременения для памятников и федерального, и московского значения готовит Комитет по охране исторического наследия Москвы, а в особо важных случаях в этом процессе участвует экспертная комиссия при Минкульте. После этого памятник передается в частные руки за высокую плату, проводится постоянный контроль. Если он содержится ненадлежащим образом, он подлежит изъятию у собственника».

Не одна столица заинтересована в такой активности МЭРТ. Регионы уже имеют неплохой опыт приватизации памятников. Президент национального фонда «Возрождение русской усадьбы» Виссарион Алявдин считает, что чем дальше от Москвы, тем быстрее идет процесс приватизации памятников. «Это происходит потому, что в Москве и Подмосковье большинство памятников – федерального значения», – объясняет он. Его фонд имеет опыт продажи в частную собственность загородных усадеб, как правило, являющихся памятниками истории и культуры. «Мы фактически пять лет работаем в этом направлении, и через нас прошло более десяти проектов, – рассказывает г-н Алявдин. – Во всех случаях примеры позитивные. Объекты используются и как музеи, и как частные резиденции, и как гостиничные комплексы, и как корпоративные резиденции. При этом хозяин обременен всеми охранными обязательствами в соответствии с вполне приемлемым существующим законодательством. Эти обязательства довольно обширны, если в памятнике сохранены интерьеры. Если это руина, то предметом охраны является только внешний облик дома».

Пока, впрочем, идет работа над упомянутыми поправками, создается единый реестр памятников культуры и вырабатываются критерии оценки памятников. «Каждый день в Российской Федерации гибнет исторический памятник», – утверждает депутат Москвин-Тарханов. По опыту войны с Минимуществом и Минкультом, ведущейся с 1999 года, считает депутат, надеяться на скорейшее принятие решения не приходится. «Пока все идет на декларативном уровне», – заключает он. Сомнение в том, что дело пойдет быстро, есть и у Виссариона Алявдина. «Ведь ведомство Грефа раньше тормозило этот процесс. Однако если это его пожелание все же осуществится, то буквально за год-два приватизация памятников станет массовым явлением. Муниципальные образования заинтересованы в этом, приватизация – это источник пополнения бюджета и путь к спасению памятников. Кроме того, мы замечаем в этом году, что к данной теме все более активный интерес стал проявлять частный бизнес», – говорит он.

RBC daily